Preview

Медицинский Совет

Расширенный поиск

Лекарственно-индуцированные интерстициальные поражения легких

https://doi.org/10.21518/2079-701X-2016-05-52-59

Полный текст:

Аннотация

Лекарственно-индуцированные интерстициальные поражения легких (ЛИИПЛ) являются одной из наиболее частых форм лекарственных пневмопатий. ЛИИПЛ составляют около 3% в структуре всей интерстициальной патологии легких, и это требует такого же диагностического подхода, как и при интерстициальных заболеваниях легких другого генеза или идиопатических интерстициальных пневмониях. Лекарственные средства (ЛС) индуцируют различные варианты поражения паренхимы легких, нередко сочетая в себе несколько патогистологических паттернов. ЛИИПЛ чаще протекают изолированно, однако пневмопатии могут быть и частью системных патологических процессов, индуцированных ЛС. Характерных клинических, гистологических и радиологических особенностей для абсолютного большинства ЛИИПЛ не существует, что обусловливает гиподиагностику лекарственных пневмопатий. Основным диагностическим критерием ЛИИПЛ является хронологическая зависимость между приемом ЛС и возникновением клинических проявлений. Диагностические трудности нередко обусловлены поздней клинико-рентгенологической манифестацией (длительный период времени от начала приема ЛС или после его отмены) либо отсутствием улучшения состояния после прекращения приема потенциально «виновного» ЛС. Однако своевременная диагностика ЛИИПЛ представляется чрезвычайно важной, поскольку во многих случаях отмена препарата способствует купированию и разрешению патологического процесса. 

Об авторах

И. Н. Трофименко
Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования Минздрава России
Россия
д.м.н.


Б. А. Черняк
Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования Минздрава России
Россия
д.м.н., профессор


Список литературы

1. Camus P, Bonniaud P. Drug-induced respiratory disease. In: Palange P, Simonds AK, editors. ERS handbook Respiratory Medicine 2nd edition. European Respiratory Society: Charlesworth Press, 2013, 399-410.

2. Camus P, Rosenow EC III, editors. Drug-induced and iatrogenic respiratory disease. London MPG Books, 2010.

3. Ben-Noun L. Drug-induced respiratory disorders: incidence, prevention and management. Drug Saf, 2000, 23(2): 143-164.

4. Schwaiblmair M, Behr W, Haeckel T, Markl B, Foerg W, Berghaus T. Drug Induced Interstitial Lung Disease. Open Respir Med J, 2012, 6: 63-74.

5. Camus P, Kudoh S, Ebina M. Interstitial lung disease associated with drug therapy. British Journal of Cancer, 2004, 91: 18-23.

6. Черняк Б.А., Воржева И.И. Лекарственно-индуцированные легочные эозинофилии. Рос сийский аллергологический журнал, 2011, 4: 5-22.

7. Camus P, Foucher P.The Drug-Induced Respiratory Disease Website. 2012. Available from: http://www.pneumotox.com

8. Matsuno O. Drug-induced interstitial lung dis￾ease: mechanisms and best diagnostic approaches. Respiratory Research, 2012, 13: 39. Available from: http://respiratory-research.com/ content/13/1/39

9. Ryrfeldt A. Drug-induced inflammatory responses to the lung. Toxicol Lett, 2000, 112- 113: 171-176.

10. Rossi SE, Erasmus JJ, McAdams HP, Sporn TA, Goodman PC. Pulmonary Drug Toxicity: Radiologic and Pathologic Manifestations. Radiographics, 2000, 20: 1245-1259.

11. Schnyder B, Pichler WJ. Mechanisms of drug￾induced allergy. Mayo Clin Proc, 2009, 84: 268-272.

12. Camus P, Fanton A, Bonniaud P, Camus C, Foucher P. Interstitial Lung Disease Induced by Drugs and Radiation. Respiration, 2004, 71(4): 301-326.

13. Prasad R, Gupta P, Singh A, Goel N. Drug induced pulmonary parenchymal disease. Drug Discov Ther, 2014, 8(6): 232-237.

14. Muller NL, White DA, Jiang H, Gemma А. Diagnosis and management of drug-associated interstitial lung disease. British Journal of Cancer, 2004, 91 (2): 24-30.

15. Maldonado F, Limper AH, Jett JR. Pulmonary toxicity associated with systemic antineoplastic therapy: Clinical presentation, diagnosis, and treatment. 2015 Dec. Available from: http:// www.uptodate.com/contents/pulmonary-toxicity-associated-with-systemic-antineo-plastictherapy-clinical-presentation-diagnosis-and-treatment/.

16. Romagnoli M, Bigliazzi C, Casoni G, Chilosi M, Carloni A, Dubini A et al. The role of transbronchial lung biopsy for the diagnosis of diffuse drug-induced lung disease: a case series of 44 patients. Sarcoidosis Vasc Diffuse Lung Dis, 2008, 25: 36-45.

17. Ernawati DK, Stafford L, Hughes JD. Amiodarone-induced pulmonary toxicity. Br J Clin Pharmacol, 2008, 66: 82-87.

18. Schwaiblmair M, Berghaus T, Haeckel T, et al. Amiodarone-induced pulmonary toxicity: an underrecognized and severe adverse effect? Clin Res Cardiol, 2010, 99: 693-700.

19. King TE. Amiodarone pulmonary toxicity. 2015 Dec. Available from: http://www.uptodate.com/ contents/amiodarone-pulmonary-toxicity/.

20. Bedrossian CW, Warren CJ, Ohar J, Bhan R. Amiodarone pulmonary toxicity: cytopathology, ultrastructure, and immunocytochemistry. Ann Diagn Pathol, 1997, 1(1): 47-56.

21. Larsen BT, Vaszar LT, Colby TV, Tazelaar HD. Lymphoid hyperplasia and eosinophilic pneumonia as histologic manifestations of amiodarone-induced lung toxicity. Am J Surg Pathol, 2012; 36: 509-516.

22. Valle JM, Alvarez D, Antunez J, Valdes L. Bronchiolitis obliterans organizing pneumonia secondary to amiodarone: a rare aetiology. Eur Respir J, 1995, 8(3): 470-471.

23. Myers JL, Kennedy JI, Plumb VJ. Amiodarone lung: pathologic findings in clinically toxic patients. Hum Pathol, 1987, 18: 349-354.

24. Tanawuttiwat T, Harindhanavudhi T, Hanif S, Sahloul MZ. Amiodarone-induced alveolar haemorrhage: a rare complication of a common medication. Heart Lung Circ, 2010, 19: 435-437.

25. Borders CW 3rd, Bennett S, Mount C, Claassen SL. A rare case of acute diffuse alveolar hemorrhage following initiation of amiodarone: a case report. Mil Med, 2012, 177(1): 118-120.

26. Balk RA. Methotrexate-induced lung injury. 2015 Nov. Available from: http://www.uptodate.com/ contents/methotrexate-induced-lung-injury/.

27. Grove ML, Hassell AB, Hay EM, Shadforth MF. Adverse reactions to disease-modifying antirheumatic drugs in clinical practice. QJM, 2001, 94: 309-319.

28. Hilliquin P, Renoux M, Perrot S, Puechal X, Menkes CJ. Occurrence of pulmonary complications during methotrexate therapy in rheumatoid arthritis. Br J Rheumatol, 1996, 35: 441-445.

29. Kinder AJ, Hassell AB, Brand J, Brownfield A, Grove M, Shadforth MF. The treatment of inflammatory arthritis with methotrexate in clinical practice: treatment duration and incidence of adverse drug reactions. Rheumatology (Oxford), 2005, 44: 61-66.

30. Kremer JM. Toward a better understanding of methotrexate. Arthritis Rheum, 2004, 50(5): 1370-1382.

31. St Clair EW, Rice JR, Snyderman R. Pneumonitis complicating low-dose methotrexate therapy in rheumatoid arthritis. Arch Intern Med, 1985, 145: 2035-2038.

32. Imokawa S, Colby TV, Leslie KO, Helmers RA. Methotrexate pneumonitis: review of the literature and histopathological findings in nine patients. Eur Respir J, 2000, 15: 373-381.

33. Weinblatt ME. Methotrexate in rheumatoid arthritis: toxicity issues. Br J Rheumatol, 1996, 35: 403-405.

34. Van der Veen MJ, Dekker JJ, Dinant HJ, Van Soesbergen RM, Bijlsma JW. Fatal pulmonary fibrosis complicating low dose methotrexate therapy for rheumatoid arthritis. J Rheumatol, 1995, 22: 1766-1768.

35. Watson K, Symmons D, Griffiths I, Silman A. The British Society for Rheumatology biologics register. Ann Rheum Dis, 2005, 64(4): iv 42-43.

36. Roubille C, Haraoui B. Interstitial lung diseases induced or exacerbated by DMARDS and biologic agents in rheumatoid arthritis: a systematic literature review. Semin Arthritis Rheum, 2014, 43: 613-626.

37. Hagiwara K, Sato T, Takagi-Kobayashi S, Hasegawa S, Shigihara N, Akiyama O. Acute exacerbation of preexisting interstitial lung disease after administration of etanercept for rheumatoid arthritis. J Rheumatol, 2007, 34: 1151-1154.

38. Ostor AJ, Chilvers ER, Somerville MF, Lim AY, Lane SE, Crisp AJ et al. Pulmonary complications of infliximab therapy in patients with rheumatoid arthritis. J Rheumatol, 2006, 33(3): 622-628.

39. Tengstrand B, Ernestam S, Engvall IL, Rydvald Y, Hafstrom I. TNF blockade in rheumatoid arthritis can cause severe fibrosing alveolitis. Six case reports. Lakartidningen, 2005, 102(49): 3788-3790.

40. Liote H, Liote F, Seroussi B, Mayaud C, Cadranel J. Rituximab-induced lung disease: A systematic literature review. Eur Respir J, 2010, 35: 681-687.

41. Curtis JR, Patkar N, Xie A, Martin C, Allison JJ, Saag M. et al. Risk of serious bacterial infections among rheumatoid arthritis patients exposed to tumor necrosis factor alpha antagonists. Arthritis Rheum, 2007, 56(4): 1125-1133.

42. Lake FR. Drug-induced lung disease in rheumatoid arthritis. 2015 Nov. Available from: http:// www.uptodate.com/contents/drug-inducedlung-disease-in-rheumatoid-arthritis/


Для цитирования:


Трофименко И.Н., Черняк Б.А. Лекарственно-индуцированные интерстициальные поражения легких. Медицинский Совет. 2016;(5):52-59. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2016-05-52-59

For citation:


., . . Medical Council. 2016;(5):52-59. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/2079-701X-2016-05-52-59

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-701X (Print)
ISSN 2658-5790 (Online)